Датчик уровня топлива (ДУТ) — устройство, предназначенное для измерения и контроля горюче-смазочных материалов (бензин, дизельное топливо, масло) на транспортных средствах, стационарных и мобильных емкостей.
Датчик уровня топлива присутствует в любом автомобиле. Штатные датчики, установленные на транспортное средство заводом изготовителем, имеют сравнительно низкую точность. Поэтому владельцы авто устанавливают дополнительные емкостные датчики уровня топлива, которые передают данные в систему мониторинга транпсорта через абонентские терминалы (см. Информаторий «что такое абонентский терминал Глонасс»).
Измерительная часть датчика топлива состоит из трубки и внутреннего стрежня. Фактически, эти трубка и стержень являются двумя обкладками конденсатора. Соответственно, когда в бак заливается топливо – пространство между стержнем и трубой также заполняется топливом, а топливо, как известно, является диэлектриком. Т.е. при изменении уровня топлива меняется емкость конденсатора и ее изменение фиксирует датчик уровня топлива. Большинство производителей датчиков уровня топлива заявляет погрешность измерения уровня не более 1%. Для сравнения у штатного датчика топлива этот показатель может достигать и 10%, а порой и 30% (в зависимости от марки техники, года выпуска, типа штатного датчика, его технического состояния и пр.).
Датчики уровня топлива отличаются друг от друга способом выдачи информации: одни выдают информацию в аналоговом виде, другие - в цифровом. Измерительная часть обоих типов датчиков в целом устроена абсолютно одинаково, однако цифровые датчики уровня топлива имеют дополнительной блок обработки информации. Они преобразуют данные об уровне топлива в цифровой вид и передают их на блок мониторинга по отдельному интерфейсу. В целом это позволяет повысить точность работы системы, так как цифровые каналы передачи данных гораздо более устойчивы к различного рода помехам, чем аналоговые.