В связи с проведенной в Российской Федерации регуляторной гильотины, с 1 января произошли незначительные, но все же изменения, в требованиях к колесным транспортным средствам, осуществляющим перевозку опасных грузов. Перевозка опасных грузов автотранспортом в Российской Федерации регулируется требованиями п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 2200 от 21.12.2020 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и в рамках Евразийского экономического союза – Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Совокупность требований выше указанных документов, определяет обязательные требования к конструкции транспортных средств, перевозящих опасные грузы, а также к конструкции систем удержания грузов, в частности к автоцистернам.

Так, к специализированным автоцистернам, осуществляющим перевозку опасных грузов, применяются требования, установленные главой 6.8 приложения А ДОПОГ. Пункт 6.8.2.6 устанавливает стандарты EN, соответствие которым должно быть подтверждено как самого корпуса цистерны, так и ее конструкционного и эксплуатационного оборудования. До 1 января 2021 года не утихали споры о законности таких требований, связанные в первую очередь с отсутствием официального перевода стандартов EN, на русский язык. Благодаря этому пробелу в законодательстве, многие перевозчики имели возможность осуществлять перевозки опасных грузов и получать соответствующие допущения на транспортные средства, конструкция которых не соответствует установленным требованиям.

Однако, в конце 2020 года, стандарты EN, указанные в п. 6.8.2.6, были не только официально переведены, но и получили в рамках Евразийского экономического союза статусы межгосударственных стандартов – ГОСТов, в частности, но не ограничиваясь:

  • ГОСТ EN 13094‒2020 BY.1.027-2018 Цистерны для перевозки опасных грузов. Цистерны металлические с рабочим давлением не выше 0,5 бар. Проектирование к конструкции и изготовлению.

  • ГОСТ EN 13308‒2020 BY.1.028-2018 Цистерны для перевозки опасных грузов. Рабочее оборудование для цистерн. Приемный клапан, несбалансированный по давлению.

  • ГОСТ EN 13317‒2020 BY.1.031-2018 Цистерны для перевозки опасных грузов. Рабочее оборудование для цистерн. Крышка люка в сборе.

  • ГОСТ EN 12972‒2020 BY.1.025-2018 Цистерны для перевозки опасных грузов. Цистерны металлические. Испытания, проверка и маркировка.

Таким образом, полностью ликвидирована причина, не возможности составления административного материала, за несоответствие конструкции транспортного средства, в частности автоцистерн, требованиям правил перевозки опасных грузов, установленных в том числе и пунктом 6.8.2 приложения А к ДОПОГ. В ближайшее время данная информация поступит в подразделения ГИБДД, которые занимаются подготовкой и переподготовкой сотрудников.

В связи с выше описанным, рекомендуется собственникам транспортных средств автоцистерн, перевозящих опасные грузы, провести осмотр своих транспортных средств на предмет их соответствия установленным требованиям, и при необходимости провести переоборудование цистерн и их компонентов.

Внимание! Переоборудование цистерн и их компонентов не является внесением изменений в конструкцию транспортных средств, так как цистерна не является объектом технического регулирования с точки зрения ТР ТС 018/2011. Однако это обстоятельство может быть изменено при вступлении в силу новой редакции (3.0) ТР ТС 018/2011, запланированное до конца текущего года.

Так же необходимо напомнить, что 1 января 2022 года вступают в силу п. 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А к ДОПОГ, которые устанавливают требования к проведению периодических проверок цистерн и получение утверждения их типа. Ни одну из этих операций не возможно провести на автоцистернах, конструкция которых не соответствует установленным требованиям.

Ниже приведены наиболее часто встречаемые «несоответствия» конструкции цистерн:

01

Несоответствие защиты фитингов и вспомогательных приспособлений, установленных в верхней части корпуса цистерны

02

Несоответствие количества и типов запорной арматуры отверстий для опорожнения снизу.

03

Несоответствие крышки заправочного люка установленным требованиям.

04

Несоответствие сливных трубопроводов требованиям безопасности

Для того, чтобы не создавать ажиотаж, а также по причине высокой стоимости и продолжительности необходимых работ, прошу вас обратить особое внимание на то, что описано выше, и принять соответствующие меры заранее.